Версия для слабовидящих

История

История российской инспекции труда корнями уходит в прошлый век. 
     Первое упоминание об этом государственном институте можно обнаружить в Высочайше утвержденном мнении Государственного Совета от 1 июня 1882 года «О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах” (Собр. Узак.1882г. июня 29, ст. 426): “для надзора за исполнением постановлений о работе и обучении малолетних рабочих, учредить особую инспекцию...”, а 3 июня 1886 года расширяются и конкретизируются задачи, функции и полномочия прообраза государственной инспекции труда (Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета «По проекту Правил о надзоре за заведениями фабричной промышленности и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих и об увеличении числа чинов фабричной инспекции» - Собр. Узак. 1886г. Июля 15, ст. 639): - “На фабричную инспекцию, независимо от обязанностей за исполнением постановлений возлагается наблюдение за исполнением фабрикантами и рабочими Правил, определяющих их обязанности и взаимные между ними отношения...”.
     За продолжительный путь становления и образования инспекции труда (с 1882 -2009 г.г.) был издан ряд законов и правовых актов которые в конечном итоге утвердили государственную инспекцию труда как контролирующий орган исполнения конституционной обязанности государством по признанию, соблюдению и защите прав граждан, а также конституционных гарантий в сфере труда.
     Так, в 1913г. издан Свод законов Российской империи о промышленном труде.
  В первые годы Советской власти (1918г.) был издан декрет Совета народных комиссаров РСФСР “Об учреждении инспекции труда”, которая учреждалась с целью охраны жизни, здоровья и труда всех лиц, занятых какой бы то ни было хозяйственной деятельностью. 
     В этом же году Постановлением Наркомтруда РСФСР создается орган по надзору за техникой безопасности. Этот надзор на предприятиях возлагается на отдельных лиц, которые вскоре стали именоваться техническими инспекторами.
     24 ноября 1924 г. Постановлением Наркомтруда РСФСР утвержден перечень постановлений и распоряжений, за нарушение которых технический инспектор труда мог привлекать нанимателей к административной ответственности.
     26 августа 1966 г. вступает в силу Постановление ВЦСПС “Положение о техническом инспекторе”.
     Значительной вехой Советского законодательства было принятие в 1974 г. Кодекса законов о труде РСФСР.
  В 1993 г. Конституцией РФ закреплена обязанность государства по признанию, гарантированию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина. В специальной главе зафиксированы основные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, в том числе в сфере труда. В этом же году были приняты Основы законодательства РФ об охране труда.
     В соответствии с Указом Президента РФ от 04.05.1994г. № 850 государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, был возложен на образованную в этих целях Федеральную инспекцию труда при Министерстве труда и социального развития РФ (Рострудинспекцию).
     В целях реализации названного Указа президента РФ от 04 мая 1994 года № 850 приказом Федеральной инспекции труда при Министерстве труда РФ (Рострудинспекции) от 29 декабря 1994 года № 35-25 были образованы государственные инспекции труда в субъектах РФ.
     Постановлением Правительства Республики Бурятия от 06 февраля 1995 года № 35 образована с 01 января 1995 года Государственная инспекция труда при Министерстве труда и занятости населения Республики Бурятия.
     Федеральным законом от 11.04.1998 г. № 58-Ф3 Российская Федерация ратифицировала Конвенцию МОТ № 81 “Об инспекции труда” (1947 г.) и Протокол 1995 г. к указанной Конвенции. В соответствии с названными международными актами Российская Федерация приняла на себя обязательства иметь систему инспекции труда, распространяющуюся на все предприятия, в отношении которых инспекторы труда обязаны обеспечить соблюдение законодательства о труде, в том числе об охране труда.
     В целях реализации указанных международных обязательств соответствии с постановлением Правительства РФ от 09.09.1999 г. № 1035 “О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда” было принято предложение Минтруда России об образовании на базе Рострудинспекции и подведомственных ей государственных инспекций труда в субъектах РФ единой централизованной системы государственных органов, включающей Минтруд России и государственные инспекции труда, являющиеся территориальными органами Министерства (федеральной инспекции труда).
     В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти” Министерство труда и социального развития России было ликвидировано, а функции по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде переданы вновь созданному федеральному органу исполнительной власти — Федеральной службе по труду и занятости (Роструду), осуществляющей свою деятельность на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004г. № 324. В целях реализации указанных решений в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.04.2004 г. № 156 “Вопросы Федеральной службы по груду и занятости” и приказом Роструда и Ликвидационной комиссии Минтруда России от 01.07.2004 г. № 186/1/4 “0 передаче территориальных органов упраздняемого Министерства труда и социального развития РФ Федеральной службе по труду и занятости” государственные инспекции труда в субъектах РФ были переданы в ведение Роструда.
     Таким образом, на основании указанных международных актов и нормативных правовых актов РФ в настоящее время образована и действует единая централизованная система государственных органов, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (Роструда), и его территориальных органов (государственных инспекций труда) — федеральная инспекция труда, осуществляющая государственный надзор и контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов о труде во всех организациях на территории РФ.
     Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность в соответствии с полномочиями, предоставленными Трудовым кодексом РФ, указанным выше Положением о Федеральной службе по труду и занятости (с учетом изменений внесенных постановлением правительства РФ от 05.09.2007г. № 559, от 24 декабря 2008 года № 1016).
     В целях установления общего порядка организации деятельности территориальных органов Роструда по государственному надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (государственных инспекций труда), приказом руководителя Роструда от 24.03.2005г. № 139-227 утверждены положения о государственных инспекциях труда в субъектах РФ.
     Положение о Государственной инспекции труда в Республике Бурятия утверждено приказом руководителя Роструда от 24.03.2005 г. № 203 (приказом руководителя Роструда от 13.07.2007г. № 143 в указанное положение внесены соответствующие изменения).